Это раньше увидев на дорогах Алматы электромобиль премиум-класса можно было загадывать желание. А сейчас в самом крупном городе Казахстана – Алматы – официально зарегистрированы уже 23 автомобиля Tesla.
И хотя электромобилями на дорогах города уже никого не удивишь, публика все равно обращает внимание на эти необычные машины. Дело тут не только в том, что эти авто, даже с пробегом по нашим дорогам, стоят больше 100 тысяч долларов.
Интерес и удивление наших сограждан вызывает другое, — почему обеспеченный человек, который может себе позволить вдоволь «кормить» свое авто дорогим 98-м бензином, покупает электромобиль, а не, скажем, Bentley?
С этого вопроса мы и начали разговор с генеральным директором крупной казахстанской IT-компании Санжаром Алтаевым. О том, чтобы купить себе электромобиль Санжар задумался несколько лет назад, после того, как прочел книгу Элона Маска.
Его, что называется, «зацепил» рассказ американца о том, как он видит будущее планеты, свободной от нефтяной зависимости. На этой позитивной волне он и стал счастливым обладателем автомобиля Tesla весной этого года. И хотя опыт вождения у Санжара немногим больше полугода, ему есть, что рассказать о своей машине.
Санжар рассказывает, что компания Tesla сейчас выпускает в год всего около 25 тысяч автомобилей. По масштабу это вполне сопоставимо с другими компаниями, производящими авто премиум-класса.
Но «классические» машины — с двигателем внутреннего сгорания, топливным баком и остальными «бензиновыми архаизмами» — не вызывают такого интереса публики, как новинки от Tesla! Нам и самим было интересно посмотреть вблизи на автомобиль, о котором все так много говорят. И вы знаете, наши ожидания оправдались.
Отдавая себе отчет в том, что это машина премиум-класса, мы с фотокорреспондентом были готовы к разного рода «фишкам». Но прокатившись с Санжаром «в горку» до плотины и высокогорного катка «Медеу», сами для себя развеяли первый миф. Tesla – это очень серьезно.
По большинству параметром электромобиль запросто «делает» бензиновые аналоги. Что ж, бросим для начала затравку. Электромобиль, на котором нас прокатил Санжар до 100 км/ч разгоняется не хуже, чем какой-нибудь бензиновый монстр – за 3,2 секунды!
Это при том, что в нем нет привычного всем бензинового мотора. Его роль выполняет тяговый электродвигатель, размером с крупную дыню или арбуз, который выдает эквивалент 400 лошадиных сил.
А вместо бензобака у этой машины уникальная батарея, которая находится под днищем и весит около 600 килограммов. Кстати, 60 процентов цены машины как раз приходятся на «батарейку».
Из привычного – бачок стеклоомывателя и расширительный бачок системы охлаждения. Тут все понятно – стеклоомыватель для того, чтобы лобовое стекло мыть. А охлаждать-то там чего, если мотор электрический – спросите вы? Охлаждение требуется батарее, которая во время зарядки нагревается.
Мы привыкли, что традиционный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания может доехать куда угодно – был бы бензин или дизельное топливо. Мы на своих внедорожниках колесим по труднодоступным горным ущельям, а на легковушках ездим в гости к родственникам, которые живут где-то за тысячу километров.
В обще-то, на электромобиле Tesla вы ни по разбитой горной дороге далеко не уедете, ни за тысячу километров, например, в Астану не доедете. Да и смысл на машине премиум-класса гонять по горам или ездить за тридевять земель к родне?
Зато в пределах города и ближайшего пригорода, по дорогам общего пользования вы можете уехать на 380 километров. Именно на столько хватает заряда батареи его машине, рассказывает Санжар.
Потом уже нужно искать розетку, чтобы зарядить авто. А в условиях города, в обычном для многих режиме «дом-садик-работа-магазин-садик-дом», одного заряда хватает примерно на неделю. Ну а с учетом того, что Tesla – машина очень умная – когда она едет под горку, заряд батареи не тратится.
В этот момент ее электродвигатель переключается в режим генератора и наоборот, заряжает батарею. Называется это рекуперацией. Кстати, технология эта пришла в электромобилестроение с железной дороги. Электровозы за счет рекуперации экономят довольно много энергии.
Санжар рассказывает, что Tesla – одна из немногих компаний, которая стремится использовать в своих машинах как можно больше инновационных технологий и материалов. Поэтому на свои машины компания дает официальную гарантию около 7 лет.
Металл кузова, пластик панелей, элементы декора – это не самое главное в машине. Главное – двигатель и ходовая часть. Так вот в электромобиле не нужно следить за уровнем масла в двигателе и коробке передач.
Потому, что их в машине просто нету! Поэтому эту часть расходов сразу отбрасываем. Да и ломаться в батарее и электродвигателе попросту нечему. Кстати, производитель дает на батарею гарантию на 5 тысяч циклов заряда/разряда. Если заряжать свое авто по два раза в неделю, этого ресурса хватит лет на 10!
Кстати, за счет того, что, когда мы отпускает педаль газа, двигатель переходит в режим рекуперации, он сам начинает тормозить машину. В результате мы имеем то, что тормозные колодки и шины служат очень долго.
Вот и еще один повод сэкономить. А ходовая часть у Tesla S от Mercedes E-класса предпоследнего поколения. Она тоже отличается высокой надежностью. Да и запчасти для нее достать не проблема.
По словам Санжара, «экономия» — второе имя этой машины. По его подсчетам, километр пути на ней обходится примерно в 1-2 тенге. При том, что стоимость километра пути на бензиновой машине только начинается с отметки в 100 тенге!
При этом совершенно никаких выбросов в атмосферу. Поэтому и никаких расходов на автомобильный налог! В техпаспорте на машину Санжара так и написано: «электромобиль»!
Это значит, в графе об объеме двигателя у него стоит прочерк. Кстати, в конце декабря этого года в Казахстане заканчиваются льготы на ввоз в страну электромобилей.
Как рассказал наш собеседник, в странах Таможенного союза было принято решение на период с 1 февраля 2014 года до 31 декабря 2015 года временно отменить пошлину на ввоз электрического транспорта. По этой причине многие любители машин Tesla торопятся до конца года обзавестись электрокаром.
Ходят слухи, что несмотря на свою выдающуюся внешность Tesla – машина «одноразовая». Стукнул где-то – с тебя тут же снимают гарантию. Да и, якобы, ремонтировать у нас их не умеют. На этот вопрос Санжар пожимает плечами, — ну а какой автопроизводитель оставит на гарантии битую машину?
Естественно, для машин, которые попали в серьезные ДТП, есть программа покупки запчастей. Заказываешь, к примеру, переднее левое крыло, оно приходит. Ну правда, ждать придется посылку довольно долго. Зато отдали мастеру, он вам его установил, и вы дальше поехали.
В Алматы уже был случай, когда Tesla S разбивалась. Причем, довольно сильно. Удар пришелся машине в переднюю часть. Ну а поскольку под капотом двигателя нет, пострадали лишь металлические детали и пластик. Машину эту после ДТП мастера-костоправы постарались вернуть в первозданное состояние, и у них это получилось!
Tesla выделила большие деньги на строительство сети бесплатных зарядок. В Америке сейчас действует более 300 таких станций. Получается, что уже сейчас всю страну можно проехать на электромобиле! Зарядить машину на таких заправках можно за 20 минут. Причем, совершенно бесплатно. Нам пока до такого уровня очень далеко.
Но не стоит отчаиваться! На самом деле, заряжать электромобили Tesla можно где угодно. Как говорится, — была бы розетка! Самое главное – это сила тока, которая считается в амперах. Чем их в розетке больше, тем быстрее зарядится аккумулятор.
Единственная тут сложность – подобрать «правильную» розетку. Машины, которые были завезены к нам из Европы имеют привычный нам разъем. А вот те, которые попали в Казахстан из Америки, представляют определенную сложность.
Для «американцев» нужно искать специальный адаптер, через который ее можно включить в сеть. Например, если включить машину в обычную розетку, то заряжаться она будет примерно сутки. А если найти розетку в 380 вольт и 30 ампер, зарядить машину можно за несколько часов.
Сама машина под завязку набита всевозможными высокотехнологичными приспособлениями. Поэтому особое внимание уделяется тому, как обезопасить всю эту начинку от перепадов напряжения и тому подобного.
Ну а в современных жилых комплексах и офисных зданиях, куда проведена линия на 380 вольт, проблем с зарядкой вообще никаких! Тут главное – договориться с администрацией и электриком, который грамотно выведет розетку, куда нужно, да еще и заземление сделает по всем правилам.
Алматинские теславоды пока что решают проблему зарядки авто в частном порядке. В городе уже есть около двух десятков частных точек зарядки, но скоро начнут открываться и публичные. Теславоды уже договорились о создании совершенно бесплатной точке зарядки с комплексом Esentay Mall. На очереди и другие торговые центры.
От себя бы хотелось добавить, что, познакомившись с этим необычным автомобилем, и сам начинаешь подумывать о том, чтобы пересесть с бензиновой коптилки на электромобиль. Для Алматы, с его постоянным смогом – это идеальное решение!
Источник: Nur.kz
Комментариев нет :
Отправить комментарий