Развитию электротранспорта в Беларуси быть?

        Электромобили являются ровесниками автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Обе данные технологии появились примерно в одно и тоже время (в конце XIX в.), но так случилось, что ДВС выиграл в конкурентной борьбе у электродвигателей, в основном благодаря дешевизне и простоте первых машин. Кроме того, нельзя забывать про ряд преимуществ машин с ДВС: быстрая заправка, большая мощность и доступность топлива.
       Так было до 2010-х г.г. И если до этого момента электромобили оставались чем-то запредельным и элементом «будущего», то теперь это наше «настоящее». Так по состоянию на декабрь 2014 г. в мире эксплуатировалось более 712 000 электромобилей, и по прогнозу английской исследовательской компании Frost & Sullivan данная цифра увеличится, по меньшей мере, на 480 000 электромобилей за 2015 г. Рассуждать подобным образом позволяют и объемы продаж электромобилей в последние годы, а особенно в 2013-2014 г.г. (таблица 1)

Страна
Количество проданных электромобилей (с 2003г.)
Рост (за 2014г.)
Общий процент электромобилей от всех проданных авто
Основные электромобили
2014
2013
2014
2013
США
291332
172000
69,4
0,72%
0,62%
Chevrolet Volt, Nissan Leaf, Toyota Prius PHV, Tesla Model S, Ford C-Max Energi
Япония
108248
74124
46,0%
1,06%
0,85%
Nissan Leaf, Mitsubishi Outlander P-HEV, Toyota Prius PHV, Mitsubishi i-MiEV
Китай
83198
28619
190,7%
0,23%
0,08%
BYD Qin, Kandi EV, Chery QQ3 EV, BAIC E150 EV, Zotye Zhidou E20
Нидерланды
45020
28673
57,0%
3,87%
5,37%
Mitsubishi Outlander P-HEV, Volvo V60 plug-In Hybrid, Opel Ampera, Toyota Prius PHV, Tesla Model S
Франция
43605
28560
52,7%
0,7%
0,65%
Renault Zoe, Bollore Bluecar, Nissan Leaf, Peugeot iOn, Citroen C-Zero
Норвегия
43442
20486
113,3%
13,84%
5,6%
Nissan Leaf, Tesla Model S, Mitsubishi i-MiEV, Volkswagen e-Up!, Th!nk City
Германия
25205
12156
107,3%
0,43%
0,25%
Smart el.drive, BMW i3, Nissan Leaf, Renault Zoe, Opel Ampera, Volkswagen e-Up, Citroen C-Zero
Велико-британия
24500
9982
145,4%
0,59%
0,16%
Nissan Leaf, Mitsubishi Outlander P-HEV, Renault Zoe, Toyota Prius PHV, Vauxhall Ampera, BMW i3, Tesla M. S
Канада
10658
5596
90,5%
0,27%
0,18%
Chevrolet Volt, Nissan Leaf, Tesla Model S, Smart el.drive, Mitsubishi i-MiEV, Ford C-Max Energi
Швеция
8076
3138
157,4%
1,53%
0,57%
Mitsubishi Outlander P-HEV, Volvo V60 plug-In Hybrid, Toyota Prius PHV, Nissan Leaf, Tesla Model S, BMW i3
ВСЕГО
712000
405000
75,8%
0,06%
0,04%

        Таким образом, 41% от всех проданных электромобилей эксплуатируются в США, 15% в Японии, 12% – в Китае. Норвегия один из мировых лидеров как по количеству электромобилей на душу населения (4 на 1000 жителей, вторыми тут идут Нидерланды с показателем 1,71 электромобилей на 1000 человек), так и по количеству электромобилей среди всех транспортных средств на дорогах страны (1 электромобиль среди 100 машин). И это не смотря на то, что Норвегия располагает гигантскими запасами нефти и газа, а сама использует в основном экологически чистую гидроэнергию. Таким образом, Норвегия с показателем продаж электромобилей в 2014г. в 13,84% от общего объема продаж всех автомобилей является одним из главных рынков электромобилей. Вторым крупным игроком на рынке электромобилей (по соотношению количество электромобилей на 1 жителя страны) является Эстония, которая полностью за бюджетные деньги построила уникальную сеть электрозаправок по всей стране с минимальным расстоянием между заправками в 40 – 60 км.
          Что же касается лидеров по общему количеству продаж электромобилей, то ими является США (142 668 электромобилей продано за год), Китай (54 579), Норвегия (22956). За счет чего же развивается рынок электромобилей в этих странах? Во-первых, это беспроцентные долгосрочные кредиты на покупку электромобилей (в США в размере 2,5-7,5 тыс.$, в Китае –  7-10 тыс.$, в Норвегии ввели дополнительный налог в 25% на обычные машины с ДВС), отсутствие дополнительных налогов, преференции таксистам на электромобилях, покупка электромобилей для государственных компаний, в том числе для военных, скидки на установку зарядной аппаратуры дома/на работе или вообще бесплатная установка и т.д.
        Что же такое электромобиль? Техническое устройство электромобиля практически не имеет механических частей подверженных износу, а система подвески идентична автомобилям с обычными ДВС. В качестве обслуживания возможно использование любого имеющегося СТО. Т.е. у электромобиля по сравнению с «традиционными» авто с ДВС следующие основные «плюсы» преимущества («плюсы») и недостатки («минусы») при эксплуатации:
1.                «Плюсы»:
1.1.         Отсутствие моторного масла, т.к. нет движущихся частей, и таким образом нет необходимости постоянно менять масло.
1.2.         Т.к. отсутствуют движущиеся части, то нет и источников шума.
1.3.         Нет выхлопной системы, нет выбросов в атмосферу угарных и других газов (вредных веществ). Т.е. позиционируется как «экологически чистый» автомобиль (оставляя за скобками вопрос о том, как электроэнергия для «питания» данного авто получена).
1.4.         Нет топливного, масляного, воздушного фильтров. Соответственно нет необходимости их постоянной замены.
1.5.         Тормозные колодки и диски меньше изнашиваются при использовании режима рекуперации – т.е. двигатель при торможении переходит в генераторный режим и отдает мощность обратно в батарею, в тоже время происходит активное «торможение двигателем», однако зимой при отрицательных температурах данный режим работы уже проблематичен.
1.6.         Т.к. центр тяжести расположен равномерно по всему полу (аккумуляторная батарея (АКБ) у Tesla Model S, например) – то большинство водителей отмечают лучшую управляемость.
1.7.         Максимальный крутящий момент доступен сразу. Соответственно качественная динамика разгона.
1.8.         Нет необходимости ожидать «пока прогреется двигатель» зимой, для включения обогрева салона. (специальные «электрофены» пока доступны далеко не во всех машинах с ДВС).
1.9.         Относительно меньшие расходы на поездки (стоимость электроэнергии, затрачиваемой на 100км (20-30 кВт*ч) значительно меньше расхода на бензин/дизель.
2.                «Минусы»:
2.1.         Необходимость замены охлаждающей жидкости АКБ раз в 4 года или 80000 км.
2.2.          Низкая скорость зарядки в бытовых условиях (так время зарядки в бытовых условиях составляет несколько часов (7-10)).
2.3.          Невозможность поездки на большие расстояния (иногда и не очень большие), ввиду отсутствия зарядных станций в таком количестве, как традиционных АЗС;
2.4.          Снижение запаса хода при отрицательной температуре.
Не смотря на большое количество преимуществ, пока электромобили остаются «экзотикой» и чаще слышится информация про их недостатки и «минусы». Особенно это касается цен на электромобили, низкий запас хода и неразвитую инфраструктуру.
      Один из главных недостатков электромобилей – цена. Электромобили не станут массовыми, пока не появятся комфортные, способные преодолевать на одной зарядке достаточное расстояние и вместе с тем недорогие модели. Впрочем, учитывая, что еще три года назад само понятие «массовый электромобиль» было из области фантастики, а сегодня тот же Nissan Leaf занимает пятое место в рейтинге продаж автомобилей в Норвегии, на преодоление преград электромобильной индустрии потребуется не так уж много времени. Так уже сегодня цена на электромобили составляет несколько десятков тысяч долларов.
        В то же время владельцы электромобилей, как упоминалось ранее, пользуются некоторыми материальными льготами. Так, в Европе владельцы электромобилей в некоторых городах имеют право на бесплатную парковку (в Лондоне – бесплатный въезд в центр города), для них отменен экологический налог, введены субсидии государства, налоговые льготы, бесплатные электрозаправки и т.д. Также необходимо учитывать постоянный рост стоимости бензина и дизельного топлива.
         Но необходимо сразу признать, что при грамотном подходе к расчету соотношению капитальных затрат и затрат при эксплуатации (с учетом, например, использования газового оборудования на автомобиле с ДВС) – автомобили с ДВС будут дешевле аналогичных машин с электродвигателями. Однако, первые смартфоны и ноутбуки тоже в свое время были значительно дороже обычных телефонов и компьютеров. Т.е. не надо считать, что «дешевле» в настоящий момент. Необходимо подвести население к пониманию, что электромобили это будущее и «это модно». В том числе с точки зрения экологии. Данный факт уже осознают многие страны, в том числе США, страны ЕС, Китай, Индия и другие.
         Так, Китай планирует в ближайшие пару лет инвестировать 16 миллиардов долларов в зарядную инфраструктуру; Tesla и корпорация BYD, судя по заявлениям компаний, сравняются по проектной мощности уже в ближайшие годы, инвестируя более 5 миллиардов в развитие своих предприятий, в том числе по выпуску батарей. BMW, Daimler, General Motors, Mitsubishi Motors, Nissan Motor, Renault, Tesla Motors остаются лидерами рынка, однако уже сформировались перспективные конкуренты в сфере электромобилей – BYD Auto, Chery Automobile, Fiat, Ford Motor, Honda, Hyundai, JAC Motors, Kandi Technologies Group, Kia Motors, Mahindra, Roewe, Shuanghuan Automobile and Wheego Electric Cars, Tata, Toyota, Vehicules Electriques Pininfarina Bollore и Volkswagen. Мировые компании, в том числе из Китая и Японии, активными темпами развивают производство комплектующих для электромобилей.
    Другим озвученным недостатком является неразвитость инфраструктуры для электромобилей. В США и Европе количество зарядных станций постоянно увеличивается, но и в данных регионах их еще недостаточно для того, чтобы обеспечить полное покрытие отдельно взятой страны и обеспечить возможность путешествий на большие расстояния. В Беларуси же, к примеру, есть только две такие электрозаправки (обе в городе Минск, карта прилагается). Анонсированные электрозаправки «Белнефтехима» и сети «А-100» пока являются лишь формальными пиар-проектами.
       Однако необходимо понимать, что уже существует потребность не в «повсеместных» обычных бытовых электрозаправках (как это было буквально пару лет назад, особенно если рассматривать пример с полным покрытием электрозаправками компании ABB территории Эстонии), а в специальных заправках на трассах каждые 70-100 км для обеспечения возможности передвижения на электромобилях на большие расстояния.
         Что же касается городов, то я, например, редко проезжаю в день более 100км (в том числе в выходные), уверен, что большинство жителей городов также. Таким образом, запаса хода в 100км должно хватить большинству. Но это с учетом наличия возможности «заправки» электричеством дома (в гараже, на стоянке) по ночам или около места работы (пока вы находитесь в офисе), т.е. по аналогии, как вы заряжаете планшеты и мобильные телефоны. Т.е. необходимо давать такую возможность пользователям электромобилей. Но этот вопрос в основном касается электроснабжающих организаций, коими для большинства бытовых потребителей выступают ЖЭСы, товарищества собственников и прочие владельцы электросетевой инфраструктуры. Необходимо на законодательном уровне помочь собственникам электромобилей урегулировать вопросы с владельцами электросетей по подключению (созданию) собственных электрозаправок.
      Также в городе необходимо развивать электрозаправки, в первую очередь  за счет собственников «точек притяжения» потребителей товаров и услуг (стоянки у кинотеатров, гипермаркетов, рынков, торговых центров и т.д.)
      В то же время необходимо понимать, что техника постоянно развивается и совершенствуется. И если раньше никто не мог представить, что электромобиль может проехать более 25 км, то сейчас существует несколько моделей, имеющих запас хода в 200км, а некоторые модели, в частности, Tesla Model S, более 300-400км. Т.е. развиваются и АКБ у электромобилей. Необходимо отметить, что АКБ – одна из самых дорогих запчастей в электромобиле. Так, самое дорогое у Tesla — это батарея. Ее себестоимость гораздо ниже, чем та цена, по которой их продают сейчас. Американский производитель уже купил литиевый рудник, начал строить завод Gigafactory. По их планам, с 2020-го они будут ежегодно производить больше литий-ионных батарей, чем их выпустили во всем мире в 2013-м. Тогда же стоимость батареи (а следовательно и автомобиля) снизится на 30%.
      Важный нюанс, что в отличии от автомобиля с ДВС, для зарядки электромобиля необходимо значительное время. И данное время исчисляется не минутами, а часами. И если это приемлемо при зарядке автомобиля ночью дома (в гараже) или днем на стоянке на работе, то при путешествии на большие расстояние – это будет большой проблемой. Однако и здесь есть выход. Существуют специальные мощные зарядные станции, которые заряжают большим током постоянного напряжения (DC) АКБ электромобилей. В таком случае полная зарядка (или до приемлемых 80-85% от емкости) АКБ электромобиля будет проходить не за часы, а за время до 1 часа.
       Еще один вопрос, это унификация разъемов и стандартов для электрозаправочной аппаратуры. В Европе в 2009 году принят единый стандарт для подключения электрозаправок – трехфазный Mennekes Type 2. Это обычная трехфазная розетка. Его используют многие промышленные предприятия для «запитки» мощных устройств и приборов. Так, розетки такого типа есть на большинстве автомоек в Минске, на стоянках гипермаркетов и т.д. Но дело в том, что большинство электромобилей собираются в США и Азии, а там другие стандарты. Существуют системы переходников, которые могут решить и эти вопросы. Или же, рано или поздно, производители придут к пониманию необходимости унифицированных разъемов для зарядки электромобилей, как это было с разъемами для зарядки мобильных телефонов.
         Отметим также, что гарантия на АКБ для электромобилей в основном составляет 8 лет, что сопоставимо (или выше) с заявленным сроком эксплуатации большинства ДВС.
          С каждым годом привлекательность электромобилей только растет. «Плюсы» становятся все более очевидными, влияние «минусов» постепенно уменьшается.
         Что же касается непосредственно Беларуси, то количество электромобилей в стране менее 20, но представлены практически все основные модели электромобилей: два б\у Mitsubishi i–MiEV, несколько Chevrolet Volt (электрогибрид), Tesla Model S P85+ и P85D, Ford Focus Electric (электрогибрид), Kia Soul EV, не менее двух Nissan Leaf, не менее двух Opel Ampera (электрогибрид) и др.).
         Автодилеры в Беларуси также скептически относятся к электромобилям, так дилер Nissan рассказал нам, что мало того, что модели Leaf нет в наличии, но и не будет в ближайшие несколько лет, т.к. «нет специальной инфраструктуры» для электромобилей. Дилер Kia сказал, что недавно продал первую и единственную имевшуюся в наличии модель Kia Soul EV.  Дилер Ford («Атлант-М») также туманно отозвался о перспективах появления электромобилей, как в самом дилерском центре, так и вообще в Беларуси.

         Однако тут есть и негативные моменты, в первую очередь неготовность существующих распределительных сетей принять «новых» потребителей в виду ограничения по пропускной способности данных сетей (в основном по допустимой нагрузке линий электропередач, проводов и кабелей). Т.е необходимо уделять повышенное внимание реконструкции и модернизации распределительных сетей, которые также морально и физически изношены и не могут обеспечить возможность подключения новых потребителей, и в особенности для «заправки» электромобилей. Что же касается современного строительства, то необходимо ходатайствовать перед заинтересованными ведомствами и министерствами о необходимости проектирования жилых домов и офисных сооружений с учетом возможности установки нескольких мест для электрозаправок.

Комментариев нет :

Отправить комментарий