пятница, 19 августа 2016 г.

Впечатления белоруса от поездки на море из Минска в Одессу на 15 дней за 800у.е. на четверых

В интернете много всяческих отчетов и отзывов про отдых на море в Украине. Решил и я поделиться свежими впечатлениями о недавней поездке на 15 дней (конец июля – начало августа 2016) с двумя маленькими детьми (2 и 5 лет) из Минска (Беларусь) в Одессу. Итак, обо всём по порядку!
ВНИМАНИЕ: предупреждаю заранее, что далее идёт много букв и фотографий.

Потемкинская лестница, ведущая от Приморского бульвара к Морскому вокзалу в Одессе. Одно из лучших мест для памятного фото.

1.    Почему путешествуем именно на машине, тем более с двумя маленькими детьми?

К сожалению, ни мне, ни жене не досталось ни богатеньких родителей, ни большого везения в этой жизни. Поэтому к своим 27 годам мы бывали за границей Беларуси (за исключением поездок в Смоленск и Воронеж) очень-очень редко. И все те поездки ограничивались либо близлежащей Польшей (правда, один раз до Словакии в студенчестве доехал), либо поездкой на поезде в Крым (Коктебель). И вот приближался мой летний отпуск в 2013 году (жена была ещё в декрете, дочке на тот момент почти исполнилось 2 года). Мы с супругой решили, что пора бы уже съездить или слетать куда-нибудь. Причем, внимательно изучив предложения авиаперевозчиков, поняли, что необходимо именно «съездить» на машине, автобусе или поезде. Перелетов наш «отпускной бюджет» на тот момент никак не осилил бы. Варианты с автобусами мы отмели сразу (был негативный опыт несколько раз) – комфортными поездки в автобусе никак не назовёшь, да и стоимость не сильно ниже, по сравнению с личным автомобилем. Поезда в свою очередь оказались дороже путешествия на машине. Т.е. наш выбор пал на автомобиль. Правам на управление автомобилем у меня на тот момент только исполнилось 2 года, следовательно, можно было «честно» ездить больше 70 км/ч.
Знаменитая площадь Остапа Бендера по улице Дерибасовской с памятником Двенадцатому стулу в Одессе. Для того, чтобы сфотографироваться на стуле, необходимо отстоять очередь. Причем как вечером...
...так и днём.
Как и многие автопутешественники из Беларуси в качестве основного пункта своего первого вояжа выбрали Прагу. Это оптимальный вариант для начальной поездки. Распланировали свой маршрут, задав свои первые вопросы «новичков» в профильных ветках на различных форумах, в том числе на forum.onliner.by, мы с супругой поняли, что в поездке в Прагу нет ничего сверхъестественного и страшного – распланировали всё, подготовили документы и подались на шенгенскую визу в чешское посольство в Минске. Отмечу, что подавались только на меня с женой, дочку решили не травмировать длительным автопутешествием и оставить на время поездки бабушке.
Замечу также, что шенгенских виз у супруги до этого не было, а у меня было несколько однократных шенгенских виз (польских). В итоге прилично помучавшись в посольстве (то это не так, то другое не так) – нам выдали долгожданные Шенгены!
Рояль в кустах на Приморском бульваре в Одессе. Детям очень понравилось тут!
Потом была сказочная поездка в Прагу, которую даже не испортил дождь, который шёл все пять дней, что мы были в чешской столице. В той поездке были и длинные переезды (более 1000 км за день), были и короткие. Но по итогу я понял, что автопутешествия – это моё, да и в добавок ко всему это очень выгодно (в первую очередь с экономической точки зрения)!
Далее было множество других виз и новых поездок (см. некоторые ссылки внизу статьи). Но в качестве первой поездки – однозначно советую всем Прагу. С неё начинали очень многие заядлые автопутешественники. Информацию о путешествиях на авто в различные страны черпайте тут.

2.    Почему именно Украина и Одесса?

Итак, подходило время июльского отпуска 2016 года. В этом году мы уже успели съездить на машине всей семьей (я, жена и двое маленьких детей) в Хорватию на Адриатическое море в мае и попасть там в «специфическую зиму». Температура воздуха была несколько дней 12-14 градусов. Потом, ближе к концу мая воздух прогрелся, но температура воды не успела подняться выше 16-18 градусов.  В итоге покупаться в море получалось только у меня, что я в принципе и делал. Дети в такой воде купаться не рискнули, как и жена.
Машин с российскими номера в Одессе хватало. Вот гость из Москвы припарковался прямо под знак недалеко от пляжа "Отрада".
И вроде бы получилось побыть на море (хотя попутно побывали в нескольких европейских столицах и городах, в том числе в Будапеште, Загребе, Любляне, Граце, Вене (в одном из крупнейших парке аттракционов «Пратер») и др.), но кости прогреть на пляже не получилось. Решили, что надо это исправить и стали искать варианты бюджетного отдыха на море.
Тем более с Турцией была неопределенная ситуация: различные теракты и натянутые на тот момент отношения с Россией. Но, посетив несколько турфирм в Минске, мы поняли, что Турция отнюдь не дешевая для нас, как и Египет с Тунисом. На нас четверых выходило не менее 2000$ за 10 ночей отдыха по системе «всё включено».
Стали искать другие варианты, благо у нас еще были действующие шенгенские визы до конца августа, и в итоге выбрали Болгарию. На 10-11 ночей выходило около 1600$-1650$ «всё включено» в отеле 3* с вылетом из Минска. В итоге почти смирились с такой существенной тратой денежных средств.
Одесский пляж. Река в районе "Отрада". Отдыхающих тут всегда много.
Но опять же по воле случая, узнали, что друзья собираются на недельный отдых в Затоку (около 50 км от Одессы). Решили изучить данное направление: туризм в Украине. По началу пугала ситуация в стране-соседке, особенно не прекращающаяся война в Донецкой и Луганской областях. Натыкались на множество историй от знакомых и друзей о страшных случаях грабежа и разбоя на украинских дорогах, на необходимость петь гимн Украины, если будешь говорить на русском языке и т.д. По факту ни одна из данных историй не подтвердилась. Все те, кто РЕАЛЬНО побывал в Украине в последние несколько месяцев только положительно отзывались о стране. Были конечно и негативные моменты, например, «не совсем идеальные дороги до Одессы».
Пляж в Аркадии. Одесса, Украина. Август 2016.
Но посчитав предположительные затраты на отдых в Украине, отказались от Болгарии за 1600$ на 11 дней и выбрали отдых в Одессе за 800$ на четверых (столько в конечном счете и потратили) на 15 дней! Города-спутники типа Ильичевска, Затоки, Коблево, Курортное и прочих принципиально не рассматривали. Привыкли активно проводить время – гулять где-нибудь, посещать различные места, осматривать достопримечательности. Решили, что только в Одессе мы это сможем качественно сделать.

3.    Дорога из Минска до Киева

Белорусская авиакомпания «Белавиа» предлагала нам улететь из Минска в Одессу и обратно за 630-680$ на четверых (к сожалению, младшенькой уже исполнилось 2 года и на неё необходимо было бы покупать полный билет). Посчитали с женой, что это значительно дороже, по сравнению с поездкой на машине, особенно с учетом трансферов до/с аэропорта, а также необходимость иметь машину под боком (без машины с маленькими детьми никуда!) – решили ехать на автомобиле – стареньком бензиновом Citroen Xsara Picasso 2001 года. Предварительно была проинспектирована вся подвеска, заменена «запаска» (которой к слову на тот момент уже исполнилось 15 лет), заменен домкрат (старый сломался…), проверены уровни всех технических жидкостей и прочая подготовка машины к дальним поездкам.
В Украине полицейские и гаишники всегда ездят со включенные световыми спец.сигналами. Первое время даже непривычно было: всегда хотелось прижаться к обочине и пропустить их.
Имея большой опыт путешествий на машине с детьми, решили разбить наш маршрут на два участка: из Минска в Киев, а второй – из Киева до Одессы. Плюс решили совместить приятное с полезным – погулять по Киеву – до этого толком и не гуляли по украинской столице.
Планировали (как в прочем и получилось) доехать до границы от дома за менее, чем 4 часа (с учетом остановок на «пописать» и заправки), от границы до гостиницы в Киеве ~2,5 часа.
Выехали относительно рано из Минска – около 7-30. Быстро доехали по М5 до гомельской окружной, по пути заправившись на АЗС «Лукойл». Далее путь на п. Новая Гута по М8 и к границе. Белорусские дороги – просто сказка! Правда, по сравнению с европейскими траффика на них почти нет. Непонятно, для кого тогда построили столько сказочных дорог? Зачем было тратить столько средств на транспортную инфраструктуру? Почему не сделать страну привлекательной для транзитного движения? Ну да ладно.
"Эксклюзивная" машина в Одессе
Граница заняла часа полтора, и не потому что так долго нас проверяли, а просто на украинской стороне всё не совсем так, как мы привыкли по поездкам через Европейские границы. Например, у них отдельные очереди на пограничный и таможенный контроль. Также свои 10-15 минут мы провели в магазинах «duty free», купив стандартные несколько бутылочек «баллантайна», «камю», «мартини», а также изучив свежие и классические ароматы парфюма. В целом относительно быстро прошли обе границы с учетом нашей неторопливости.
Далее быстрая (чуть больше двух часов) дорога до наших апартаментов в Киеве. Искали гостиницу/квартиру недалеко от дороги, думали, что получится поздно выехать, плюс не рассчитывали быстро пройти границу. Поэтому снимали «люкс» в гостинице на Лабораторном переулке,1 Также обязательными условиями было наличие интернета и парковки. С парковкой в Киеве иногда имеются определённые проблемы… По итогу 540 гривен (~21,5$) за довольно неплохой двухкомнатный «люкс» на четверых.
Одна из комнат в гостинице в Киеве.
Вторая комната в гостинице в Киеве. Условия проживания нормальные. Цена адекватная. Нам понравилось!
Т.е. уже в 16-00 были в своем номере. 581 км за день. Не много, но и не мало. Никаких обещанных пробок в Киеве не встретили. Движение адекватное, водители нормальные. Особых отличий от Минска не увидел.
Украинских гривен, чтобы заплатить за номер, у нас не было. На границе есть банковский обменный пункт, и у него всегда довольно неплохой курс, и поэтому очень часто заканчиваются гривны… – как было и в нашем случае. Валюту в киевской гостинице брать не захотели. Мы собрались и быстренько прогулялись до ближайшего банка, где разменяли несколько долларов для оплаты проживания в нашем «люксе».

4.    Несколько слов о Киеве

В Киеве перед нами стояла задача обменять деньги (что быстро сделали сравнив курсы в различных банках и выбрав оптимальный), купить местные сим-карты (в итоге не купили, о чем относительно пожалеем, об этом далее), недорого отобедать (что успешно сделали в «Пузата Хата», цены в которой даже ниже, чем в Минском «Лидо»), а также полюбоваться красотами украинской столицы.
Майдан Незалежнасти в Киеве. Очень много зелени и цветов.
 Киев очень понравился. Он очень разный город, каждое место не похоже на предыдущее. Есть множество впечатляющих особенностей. Много зелени (хотя, как мне сообщили на проспекте Крещатик недавно вырубили множество каштанов…), довольно интересное автомобильное движение, интересные достопримечательности, приветливые люди.
На Майдане Незалежнасти всегда относительно много людей.
В целом гуляли по Киеву до вечера. Дети по очереди (младшенькой – приоритет) сидели у папы на плечах. Расстояния в Киеве везде довольно значительные, но лично мне после нескольких часов за рулем, все эти прогулки были только в радость. В итоге дошли до Майдана Незалежнасти, там посидели, поели мороженое и поехали домой.
 В Киеве хватает, как электромобилей (Tesla Model S на фото)...
 ... так и элементов электрозарядной инфраструктуры. Минску и Москве до этого пока очень далеко.

5.    Проезд из Киева в Одессу

Выехали на следующее утро из Киева в 8-15. Хотели пораньше, но с детьми пораньше никогда не получается. От Киева до Умани дороги относительно хорошие, за исключением некоторых исключений и небольших участков с ремонтами (капитальной реконструкцией).
Возле Умани есть довольно плохой участок, где желательно снизить скорость со 120-130 км/ч до 80-90км/ч, а то ещё меньше. Участок небольшой, буквально пару километров.
По пути в Одессу. Дети всегда умеют подстраиваться под обстоятельства.
Далее лучше всегда держаться в левой полосе. По правой обычно имеются наплывы и есть определённая колейность, которая не совсем радует водителей легковых автомобилей.
Вот только Умань мы «запомним» надолго… Хотя все случаи довольно заурядные. В начале нас остановил «гаишник» за явное превышение при разрешенной скорости в 50 км/ч. На вопрос «Почему нарушаем?», я ответил: «Что никакого нарушения нет» и попросил выписывать протокол, где укажу, что с нарушением не согласен. До этого предварительно ознакомился с украинскими ПДД и их особенностями. В частности, что у них не такие уж большие штрафы (мне грозил штраф в самом худшем случае (превышение скорости на более чем 50км/ч) – 510 гривен (~20$). В принципе сам виноват, раз ехал так быстро возле поста ГАИ. Но зная украинское законодательство было интересно оформить всё по закону. Штраф в Украине платится не на месте, а в течении 14 дней в банке. Поэтому предложил служителю правопорядка оформить протокол, с распечаткой скриншота моей машины и её зафиксированного превышения на специальный прибор фото-фиксации нарушений.
Вот как по таким дорогам можно медленно ездить? Трасса М-05 Киев - Одесса.
ГАИшник попросил выйти из машины, долго опрашивал меня: где и кем работаю, куда еду. Не один раз повторял, что дети и жена устанут ждать в машине на жаре, пока он будет оформлять протокол, пока распечатает скриншот и т.д. Я же заметил, что в машине работает кондиционер, и что все спокойно подождут. В итоге инспектор сказал мне «езжать дальше», так и не оформив протокол.
Вот это место, где меня остановил инспектор ГАИ под Уманью (фото сделано во время обратного пути в Киев)
Далее я уже так не нарывался и всегда соблюдал скоростной режим в пределах разрешенных отклонений (за +19км/ч в Украине не штрафуют…).
Но видимо «карма» в этот момент меня покинула. Буквально через 2-3 км, мы заехали на заправку SOCAR, где детки удовлетворили свои потребности, а я между делом проверил давление в шинах, которое, к слову, было в норме. Проехав ещё 2-3 км, в том числе мимо небольшого ремонта дороги в левой полосе, меня догоняет автомобиль на гомельских номерах и поравнявшись со мной просит остановится.
После остановки указывает мне на спущенное заднее правое колесо! А я же практически только что проверил давление в шинах! Предлагает свою помощь, но я вежливо отказываюсь и благодарю за наблюдательность.
Интересный артефакт (стальной штырь, в левой части покрышки), который заставил совершить вынужденную остановку по пути в Одессу
Попытка подкачать колесо к результату не приводит: давление поднимается до уровня не более 1 атм, плюс слышно определенное шипение из колеса. Снимаю колесо, а там… В общем пришлось ставить запаску. Благо запаска была хорошая (поменял её перед поездкой). На всё потратил минут 20-30. Дети спокойно сидели и смотрели свои планшеты, умничка-жена помогала, чем могла.
Если думаете, что на этом мои приключения по дороге в Одессу закончились, то… Вы правы! Далее спокойно доехали до планируемого места назначения.
Вот то, чему давно надо запретить ездить по дорогам, тем более магистральным. Температура за окном почти +30, а гусеничный трактор (без резиновых накладок на гусеницах) тащит за собой огромный кузов. И таких тракторов в колонне 4... Страшно подумать какую нагрузку испытывает асфальт и как ему достается от этой сельскохозяйственной техники.

6.    Проживание в Одессе

Заранее ничего не бронировали. На booking.com и airbnb.com, которые мы обычно используем для бронирования жилья в наших поездках по Европе, было множество предложений, однако по соотношению цена/качество ничего интересного не находили, плюс очень сильно боялись мошенничества. Так как один раз нашли подходящую квартиру, но смутило только то, что у хозяина был только 1 отзыв. Прогуглили фото квартиры и нашли аналогичное объявление об аренде квартиры в Днепре. Вот так случайность…
Железнодорожный вокзал в Одессе. Тут надо искать квартиры/дома/комнаты, если вы не хотите/не желаете/не умеете пользоваться интернетом
В итоге решили ехать в Одессу, а там рассчитывали обзвонить по номерам из  объявлений на столбах или постучаться в парочку домов и найти жилье также, как мы это делали в далеком прошлом в Крыму.
Дом профсоюзов. Место страшной трагедии. Располагается на Куликовом поле. Недалеко от вокзала.
В Одессу приехали на Фонтанскую дорогу в районе «12 ст. Большого Фонтана», хотели там снимать жилье, так как нравилось описание тамошнего пляжа (что в принципе потом и подтвердилось – один из лучших пляжей в Одессе!). По телефонам на столбах обзвонили несколько человек и уже наклевывались интересные предложения по 700-800 гривен в день (нас, повторюсь, четверо) за 2 комнатную квартиру с евроремонтом, стиральной машиной, интернетом и т.д.
Ланжерон за последние несколько лет полностью преобразился. Площадка с фонтанами (на заднем фоне) очень нравится детям.
Из существенного минуса – 1,5 км до моря...
Дом с "одной стеной" в Одессе на Воронцовском переулке, 4
Причем не в районе 12 ст. Б.Фонтана. Также рассмотрели ещё 2 варианта – нас увидели, что мы звоним по телефонам со столбов и предложили свои домики посмотреть. Тут будет пауза... Показывали БАРАКИ(!!!) за 300-350 гривен, и когда мы отказывались, нам объясняли, что мы первые белорусы у них, кто отказывается от этого.
Будка распределительной трансформаторной подстанции в Одессе
Честное слово, имейте уважение к себе! Ищите нормальные варианты! За 350 можно найти хорошую однокомнатную квартиру! Пусть и немного дальше от пляжа!
Одесский порт.
В итоге, когда мы стояли на «аварийке», к нам подошла одна женщина и предложила свои услуги по поиску дома/квартиры (работает обычно на вокзале, но сегодня уже возвращалась домой). Стали ездить на нашей машине по предложенным вариантам. Посмотрели еще два её «варианта» за 800 гривен, я параллельно вызвонил интересный вариант по телефону за 700 (двухкомнатную квартиру с евроремонтом на улице Шевченко). В итоге наша женщина-риелтор, поняла что мы хотим её спровадить и отказываемся от её предложений, за которые «белорусы(!!!) её всегда благодарили и всем советовали», все-таки показала нормальный вариант на улице Отрадной, д.9 за 700 гривен в день (двухкомнатная квартира с хорошим ремонтом, стиральной машиной, балконом, телевидением, горячей водой – есть свой бойлер), метров 500 до нормального пляжа, вежливые соседи, есть возможность парковки машины во внутреннем дворе (что и делал часто).
Квартира в Одессе. Просто и без излишеств. Спальня для родителей.
Решили, что квартира замечательная, в чем в принципе не раз ещё потом убедились, расспрашивая различных людей и знакомых и видя их варианты. Остановились там на 13 ночей (13 дней * 700 гривен = 9100 гривен, ~367$).
Квартира в Одессе. Просто и без излишеств. Спальня для детей. Диван раскладывается.
До пляжа от нашего дома был пологий спуск, по которому ездят автомобили, и маленькая лестница на 70 ступенек. Детки преодолевали всё расстояние до моря пешком чуть ли не бегом, в среднем за 10-15 минут, обратно обычно брал младшую на плечи.
Наша тропинка к морю. Каждый день по ней поднимались вниз и вверх.
Также даю ценный совет: покупайте местную сим-карту с трафиком или без и пользуйтесь ей. Я вот опрометчиво звонил со своего velcom-а в роуминге. В итоге наговорил на ~90 тысяч (9 BYN, ~4,5$). Заходите на местные сайты с арендой квартир и домиков в Одессе и по карте выбирайте нужные варианты с приемлемыми ценами и в нужных локациях, так относительно дешевле. Столбы и всякие указатели возле домов – это шило полное – в основном там бараки всякие, антисанитария и бешенные деньги. «Цивилизация» уже использует другие средства. И в основном интернет.
Кухня, которая являлась одновременно и прачечной, и обеденной комнатой, и т.д. За шкафчиками справа на стене газовый котел.
Кстати, один из минусов в квартире – отсутствовал интернет. В итоге на следующий день купили сим-карту оператора «Киевстар» за 25 гривен и еще пакет на 4 Гб траффика за 65 гривен (итого 90 гривен). С этим интернетом и жили, кто-то вставлял сим-карту в свой телефон или планшет и переводил его в режим «модема» и «раздавал» этот интернет всем остальным. Пришлось детям своё внимание переключить с www.youtube.com на мультики, благо было по меньшей мере 4 канала с мультфильмами, а телевизоры стояли в обеих комнатах.

7.    Развлечения в Одессе

Расклад ежедневный был в основном такой: с утра в часиков 8-30 – 10 мы шли на пляж, там проводили 2-3 часа, потом перемещались домой. Там уже обедали и укладывали спать младшенькую дочку. После её сна обычно шли в город или ещё куда-нибудь. В первые дни ещё ходили после обеда на пляж, но поняли, что от пляжа очень сильно устаешь (с двумя детьми не каждый сможет по несколько часов играться в воде). На самом деле для поездки на море хватит и 10 дней – вы нормально загорите и отдохнёте. Но не всегда получается угадать с погодой, поэтому стараемся брать несколько дней запаса. В данном случае запас не пригодился. Все дни стояла отличнейшая погода: +30..+36 градусов в тени, море +25..+26 градусов.
Детская площадка на мемориале Героической обороны Одессы 411 береговой батареи
Подводная лодка М-296 серии "Малютка" на мемориале Героической обороны Одессы 411 береговой батареи
Т.е. море и пляжа у нас было предостаточно. Но хочется и другого отдыха. Так как любим смотреть новые места – то часто гуляли по городу, ездили на мемориал 411 батареи, прогуливались по Лонжерону, трассе Здоровья, Ришельевской, Екатерининской, Дерибасовской улицах, бульвару Михаила Жванецкого и др. Посещали Одесский зоопарк. Ездили в Аркадию, посмотрели пляжи Большого Фонтана, Дачи Ковалевского и др.
Пешеходная улица Дерибасовская в Одессе днём и...
.. вечером. Найдите 10 отличий.
Одесский пассаж. Чем-то напоминает "ГУМ" в Москве.
Под такими балконами как-то опасно прогуливаться. Хотя встречаются в Одессе такие архитектурные "изъяны" повсеместно.
В аквапарке не ходили – по отзывам почти во всех одесских аквапарках надо по 15-20 минут стоять возле каждой горки и питаться исключительно в местных кафешках с ресторанными ценами.
Прямо возле пирса можно найти множество раковин от рапанов. К сожалению, иногда они очень воняют...
В первый же день закупились в гипермаркете "METRO". Пускают только по карточкам, которые могут бесплатно дать гостям на входе. В принципе все или дешевле или стоит столько же, как и в Беларуси. За исключением гречки, подсолнечного масла и некоторых других продуктов. Купили то, что можно быстро приготовить: макароны, рис, картошка, готовые мясные отбивные, «пальцем пиханные» колбаски, яйца, сосиски, фрукты, овощи, воду и напитки. В принципе рядом с домом (в двух минутах езды!) был большой супермаркет «Сильпо», еще ближе «Таврия-В» и «Обжора». В целом с голоду там не умрешь. В магазинчик за «вкусненьким» или свежими фруктами наведывались частенько.
Пример нашего обеда в "Пузата Хата" в Одессе на улице Дерибасовской. Стоимость всего 99 гривен.
Если выходили в город, то кушали только в сети кафешек «Жарю-Парю» или «Пузата Хата». Последняя, к слову есть только на Дерибасовской. На четверых обычно получалось 100-130 гривен (4-5,5$) за 3 мясных порции с гарнирами, несколько компотов (2-3) и парочку супов. Считаю, что это довольно бюджетные обеды и ужины. Завтракали только дома – варили детям кашу какую-нибудь на молоке, чаще всего овсянку.
Ещё один примера нашего обеда в "Пузата Хата" в Одессе. Цена за всё - 110 гривен.
Ценник на вещи на «7-ом км» и на других рынках и магазинах не особо впечатлил – за качественную вещь в Украине просят столько же, сколько и в Европе (но там то можно вернуть НДС!), а некачественные вещи – покупать не слишком то и хотелось. Скупой платит дважды! В итоге купили только жене и детям обувь, плюс на обратном пути кое-что из «Ашана» в Киеве прихватили.
Монетки в фонтанчике на "новом Привозе" в Одессе
Хоть и жили в двух остановках от рынка «Привоз», но туда ходил только я. Жена сразу показала своё отвращение к подобным местам, еще в первое же посещение. Да и то, я туда наведывался, пока полностью в рынке не разочаровался: если там что-то дешево, значит либо вам пытаются продать некондицию или обвешивают. Морепродукты и рыбу также дешевле брать в сетевых супермаркетах. Плюс на «Привозе» постоянно вонь, грязь и ужасная антисанитария. Особенно под вечер. Такое ощущение, что попадаешь снова в 1990-е года. Хоть и живем совсем рядом с Комаровским рынком в Минске, от такого очень давно отвыкли.
Рынок "Привоз", Одесса. Такая же почти картина встречает вас и в утренние часы. Только людей побольше.
Рынок "Привоз", Одесса. Антисанитария, мусор и грязь.
Не понимал я и стремления некоторых купить раков по 100-150 гривен на «Привозе». Мидии или рапаны по вкусу похожи на ракообразных, но в их весе нет «лишних» мусорных элементов – вроде панциря или головы. Килограмм мидий стоит 80 гривен в «Таврии», а килограмм рапанов – 90 гривен в «Сильпо». Думаю, многие сделают правильный вывод. Хотя на вкус и цвет…
Памятник "Дельфину". Его трудно найти в Одессе. Не у каждого есть фото рядом с ним!
Фрукты и овощи в Одессе вообще дешевые. Особенно арбузы, сливы, дыни, нектарины, персики, томаты и др.
Стандартный рыбный набор в Одессе. Кальмар - 20-25 гривен (78 гривен за кг), 2 саргана за 45 гривен (100 гривен за кг), и по 250 граммов мидий и рапанов.
Пляжи в Одессе нас в самом начале отдыха весьма сильно удивили со знаком «минус». В морской воде на пляже было много тины и водорослей. Потом, начитавшись интернета, мы поняли, что это специфика данного побережья. Украина аграрная страна, есть много полей, которые удобряют различными фосфатными и калийными удобрениями. Далее эти удобрения вместе с водами рек попадают в Черное море. Добавьте сюда ещё и очень теплый воздух, и получается идеальная среда для ускоренного роста тины и водорослей. Однако не все пляжи «грязные», иногда пройдешь несколько сотен метров и находишь идеально чистую воду, а потом еще через 150 метров – и снова всё в тине. В итоге мы нашли рядом с собой платный пляж, где по утрам проходили специальной сеткой и чистили от растительности побережье. Там и отдыхали каждый день.

Вода возле самого элитного пляжа Одессы (на заднем фоне) - "Ибица".
Кристально-чистая вода на пляже, где мы купались каждый день. На песчаном дне следы (канавки) от сетки, которой убирали тину.
Убранная тина ждёт своего часа, чтобы её отвезли и закопали в "таинственное" место
А вот вода на пляже, который в 5 метров от пляжа, где мы расположились. Всё в зеленых водорослях и тине.
По поводу соли – могу сказать, что вода из рек, которые впадают в Черное море, помимо удобрений, ещё и значительно «опресняют» море в районе Одессы. В итоге запах соли можно ощутить лишь окунувшись в воду. На берегу во время бриза с моря никакими солями и не пахнет. Для сравнения: были в прошлом году в Гданьске на Балтийском море, и почти каждый день стирали покрывало, которое брали с собой для отдыха у моря, т.к. оно от соли просто «задубевало». В Одессе покрывало за 13 дней постирали один или два раза, но не потому, что оно задубело, а просто маленькие девчонки мои немножко его испачкали.
Солнце "уходило" с пляжа в районе семи часов, но это не мешала продолжать людям наслаждаться морской водой и купаться.
Последствия урагана 7 августа (мы его, кстати, даже не заметили...) в Одессе.

8.    Дорога из Одессы до Минска

За 15 дней в Одессе никто и ни разу ничего не сказал и не сделал с моим белорусским номером. Никогда я его на ночь не снимал и оставлял машину, где хотел (в пределах разумного). Иногда (очень-очень редко!) парковался не по правилам. Движение как в городе, так и в пригороде адекватное. Правда иногда жара сказывается на людях. Особенно на тех, кто в такую жару ездит на убитых «тачках» с открытыми окнами. Но это есть во всех городах и странах.
На обратном пути решили ехать так: доехать до Киева, там пообедать, потом на границу, её быстренько проскочить, и там по состоянию смотреть – либо ночёвка в Гомеле, либо до Минска дотянем. В итоге получилось немного иначе, но обо всем последовательно.
В целом состояние дорог от Одессы до Новой Гуты (Беларусь не рассматриваем, так как там М8 и М5 – практически идеальные):
1. Одесса... Как повезёт, главное объезжайте дороги с трамвайными путями и брусчаткой (мой навигатор с «Навител» постоянно меня вёл через эти дороги, но умница жена уводила от трамвайных путей подальше). В остальном – даже хорошо, нежели нормально.
2. Умань - Одесса (за исключение самой Одессы) – САМАЯ ОТЛИЧНАЯ ТРАССА. Особенно левая полоса: правая иногда в колеях или в латках различной высоты. Ставлю 9 баллов из 10. Пусть и не автобан, но для Украины – просто сказка!
Дорога от Одессы до Киева. Куяльницкий лиман (справа и слева)
 Дорога из Одессы в Киев. Есть и обочина, и широкая асфальтированная разделительная полоса.
Дорога из Одессы в Киев. Спусков и подъемов хватает. Но в целом дорога равнинная.
Пример украинских дорог. Трасса М-05 Киев - Одесса.
3. Перед Уманью участок километра 1,5 - это ЖЕСТЬ!!!!! Ямы, наплывы высотой по 15-40 см. Это настоящее испытание для подвески, советую: не гоните там, этот участок не такой уж и длинный.
 Фото самого разбитого участка.
На такой дороге можно и подвеску оставить. Фото не передают всей той картины, что довелось увидеть.
Украинская дорога. Ямка на ямке. Прямо под Уманью.
4. Белая Церковь – Умань – тоже ехать можно, в некоторых областях – вообще отличная трасса.
Трасса М-05 Киев - Одесса. Иногда имеет и четырехполосные (для одного направления) участки.
Трасса М-05. По дороге в Киев из Одессы.
5. Киев – Белая Церковь – в целом нормально, нежели хорошо. Баллов 6-8. Есть несколько ремонтов. В принципе, что туда, что обратно проехали эти участки довольно шустро и без значительных пробок. По пути на Киев висело несколько указателей, предлагающих объехать участки с ремонтом. Но гугл-карты онлайн (интернет по 3G) показывали, что максимум мы потеряем на данных участках пару минут, в то время как участки объезда предполагали по несколько десятков дополнительных километров и соответствующие временные потери. В итоге ехали всегда прямо, о чем ни разу не пожалели.

Капитальный ремонт (может и новое строительство) трассы М-05 под Киевом

На подъезде к Киеву.
6. От Киева до небольшого участка перед границей (39 км до границы) также четырехполосная (по две полосы для каждого направления) трасса (как и во всех вышеперечисленных случаях) – 7-8 баллов из 10.
Дорога от Киева до Чернигова. По две полосы в каждом направлении.
Трасса от Киева до Чернигова. Иногда попадаются "латки", но в целом это не так критично. Ехать можно не снижая скорости.
Дорога из Киева до Чернигова. За окном +32. Асфальт немного плывёт, но ехать относительно комфортно.
7. Последний участок до границы с Беларусью (39 км) – 7 из 10 (есть некоторые ямки и разбитости дороги), но в целом довольно неплохо.
Последний участок дороги от Одессы до границы с Беларусью. По одной полосе в каждом направлении. Обочина не обозначена. Иногда встречаются ямы, но в целом не критично.
Выехали из Одессы в 8-30, в обед были в Киеве. Ехали специально в ТЦ «Проспект», там поели в одной из кафешек, погуляли немного по «Ашану». Детки также передохнули и далее не спеша поехали к границе. Подъехали к ней в 18-25 и были аж 30 (!) перед шлагбаумом перед украинской границей. Во вторник, вечером – тридцатыми (!). Немного опешили от такой ситуации. Около минут 40-50 подвигались к шлагбауму, потом на границе были 15-тыми в одной из двух очередей. В итоге 2 часа 20 минут и прошли украинскую границу. Белорусская - менее 30 минут. Просто осматривают, поспрашивают, отдельно обыскали меня с женой с помощью ручного металлодетектора: искали оружие и средства самообороны. В итоге 2 границы – менее 3 часов. На украинской границе вообще багажник не открывали и ничего не спрашивали, на белорусской только у одной сумочки попросили расстегнуть молнию. Машину в целом даже не осматривали (бардачок, другие ниши и полости), т.е. в принципе не проверяли, как иногда бывает на белорусско-польской границе.
На самом деле планировали пройти границы Украины и Беларуси быстрее, чем за 3 часа. Но кто предполагает, а Бог располагает.
Доехали до заправки «Лукойл». Заправились белорусским бензином, который, к слову, почти на треть дешевле украинского, организовали легкий ужин с чаем, печеньем, нектаринами, персиками, дыней, гамбургерами и френч-догами, и выехали в направлении Минска в 22-00. В 1-30 ночи я уже заносил сумки домой. Конечно, последние несколько километров под Минском дались очень сложно. Более 15 часов за рулем за день, из которых более 12 часов интенсивной езды. Тяжеловато, признаюсь. Порадовали в этой ситуации дети: по дороге на Киев они успели поспать пару часов, и также успешно заснули сразу после выезда с белорусской заправки. Т.е. данный дневной переезд в более чем 1000 км они осилили очень легко. В будущем, наверное, всё-таки в такой ситуации лучше остановиться и переночевать в каком-нибудь хостеле в Гомеле.

9.    Расклад по деньгам

По итогу на четверых человек за 15 дней потратили 800$. Один из самых бюджетных отдыхов, которые мне приходилось проводить.
Почему 15 дней? Т.к. международная страховка на автомобиль («зеленая карта») выдается на 15 дней, на месяц и т.д. Т.е. минимально возможный для оформления срок – 15 дней. Цена – 5 евро (тоже включено в затраты).  Никаких дополнительных страховок, в том числе медицинских, не покупали. В Украине медицина намного дешевле, чем в Беларуси, если бы что-то случилось, то обратились бы в частную клинику (совсем не доверяю государственным мед. учреждениям), где бы все вопросы и решили (как в принципе поступаем и в Минске).
Вот такие "паутины" в электрических распределительных сетях встречаются в Одессе повсеместно. Особенно в частном секторе
Интересный случай произошел в этом плане на границе с Украиной. Прямо у шлагбаума перед въездом на территорию Украины (после прохождения паспортного и таможенного контролей) подошёл странный человек в костюме с беджиком на груди. Он попросил пограничника не поднимать шлагбаум, а у нас спросил о наличии «зеленой карты» и медицинских страховок. «Зеленку» я ему показал, и данный тип её очень внимательно изучал, проверял даты и номер машины. На его повторный вопрос о наличии мед. страховок – я сказал, что «конечно есть, но показывать не буду». Только тогда он «разрешил» пограничнику поднять шлагбаум. Будьте бдительны, не ведитесь на таких «официальных» лиц – на сколько я знаю наличие страховки – это не обязательное требование для туристов, которые путешествуют в Украине.
А не тут разве стоял памятник Ленину?...
Из потраченных 800$ практически половина (388,7$ или 48,5%) ушло на аренду жилья в Одессе и в Киеве. Второе место по размеру затрат – автомобиль – 132,5$ или 16,5%. В эти траты включены бензин в Беларуси (95ый) и Украине (95). Расход, кстати, у машины был отнюдь не маленьким (особенно, с учетом того, что в основном «летели» по трассе с небольшим превышением) – около 8 л на 100км. В затраты на автомобиль включена и «зеленая карта» и платные парковки.
Памятник "жене моряка". Рядом стоит жена энергетика с младшенькой дочкой.
Далее в структуре трат занимают покупки всяческие – сувениры, «закупы» в «Ашане», дьюти-фри магазин, обувь для жены и детей и т.д. – всего лишь 121$ или 15,1%. После идут повседневные траты, в основном покупка продуктов питания в магазинах, различные игрушки для детей и надувные круги – 105$ или 13,1%. На кафе/бистро потратили суммарно всего лишь 45$ или 5,6%. Остальные траты – 1,3% (менее 10$) – зоопарк, проезды на метро, трамвае и маршрутке в Одессе и Киеве (общественный транспорт очень дешевый в Украине!) и др.

10.    Заключение

Одесса – классная! Всем рекомендую летний отдых там на море! Если есть какие-то неточности, вопросы или замечания – пишите, обязательно всё рассмотрю и учту. Также следите за нашими новостями в твиттере и инстаграме.

Другие мои кратенькие отчеты про некоторые рабочие и туристические поездки в Европу и по миру:
отдых в Гданьске в 2015;
отдых в Европе (доехали до Хорватии) в 2016;
– поездка в Швецию 2014 здесь и тут;
поездка по Европе 2014;
– также по тегу «Путешествие» есть несколько фотоотчетов про Китай (Пекин 2014 и Шанхай 2015).

П.С. так как мы и портал об электротранспорте, то вам вам парочку фото электромобилей в Одессе. Ниссан Лиф (Nissan Leaf) - одна из самых популярных иномарок в городе.